Разработка финансово-экономического обоснования инвестиционных проектов ГЧП в области транспортной инфраструктуры в Российской Федерации


Главной задачей составления финансово-экономического обоснования является анализ, расчет, оценка экономической целесообразности осуществления предлагаемого инвестиционного проекта ГЧП. Финансово-экономическое обоснование строится на сопоставительной оценке затрат и выгод от реализации проекта и включает расчет и анализ эффективности проекта для его участников.

Целью финансово-экономического обоснования является подтверждение с экономической и финансовой точек зрения эффективности проекта для всех его участников, необходимости и целесообразности финансирования проекта из бюджетных и внебюджетных источников.

Финансово-экономическое обоснование включает в себя следующие разделы:

  • Анализ инвестиционного окружения проекта. В рамках данного раздела рассматривается динамика рынка проектного финансирования как внутри страны, так и за её пределами, инвестиционная привлекательность страны, в которой планируется реализация инвестиционного проекта. На основе проведенного исследования рынка, а также с учетом параметров проекта определяются потенциальные участники и наиболее вероятные источники привлечения финансирования для реализации инвестиционного проекта.
  • Налоговое окружение проекта. Целью изучения налогового окружения проекта является всестороннее рассмотрение налоговых последствий реализации инвестиционного проекта для его основных участников. Производится оценка налоговых рисков, рассматриваются сценарии и возможные пути решения налоговых проблем, возникающих как на стадии инвестирования в проект, так и на стадии эксплуатации из-за несовершенства налогового законодательства в сфере ГЧП. Описание налогового окружения проекта строится на принципах полноты и соответствия действующему на момент изучения налоговому законодательству Российской Федерации и выбранному варианту организационно-правовой схемы реализации проекта.
  • Оценка социально-экономической эффективности проекта. При оценке социально-экономической эффективности проекта учитываются эффекты от реализации инвестиционного проекта для общества в целом, в том числе как непосредственные результаты и затраты проекта, так и «внешние»: затраты и результаты в смежных секторах экономики, экологические, социальные и иные внеэкономические эффекты. Оценка экономической эффективности проекта подразумевает оценку влияния реализации проекта на ВВП и динамику экономического роста.
  • Оценка финансовой эффективности проекта «в целом». Показатели коммерческой (финансовой) эффективности проекта «в целом» учитывают финансовые последствия его реализации для участника, реализующего инвестиционный проект, в предположении, что он производит все требуемые для реализации проекта затраты за счет собственных средств и пользуется всеми его результатами.
    На следующей стадии коммерческая эффективность проекта «в целом» оценивается в рамках сценарного анализа с учетом различных схем финансирования, влияние которых заложено в ставке дисконта – средневзвешенной стоимости капитала WACC.
    При расчете денежных потоков для оценки коммерческой эффективности проекта «в целом» учитываются особенности финансовой схемы проекта.
  • Оценка финансовой эффективности проекта для инвестора. Инвестиционная привлекательность, или эффективность проекта для частного партнера, является определяющей при принятии инвесторами решения относительно участия в проекте. В частности, приемлемые значения показателей доходности акционерного капитала определяют готовность инвесторов вкладывать собственные средства в проект и нести его риски. Соответственно, обеспечение инвестиционной привлекательности проекта для частного сектора является необходимым условием при выработке схемы реализации проекта и определении условий конкурса.
    Для оценки финансовой эффективности проекта для инвестора используются показатели, рассчитываемые на основании денежных потоков акционеров проекта.
    При расчете денежных потоков для акционеров проводится проверка финансовой реализуемости, т.е. проверка того, что суммарный чистый денежный поток от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности на каждом шаге проекта неотрицателен.
  • Оценка финансовой эффективности проекта для кредитора. Для оценки устойчивости проекта для кредиторов рассчитываются так называемые коэффициенты покрытия. В рамках оценки финансовой эффективности проекта для кредитора производится расчет следующих кредитных коэффициентов, соответствующих методологии Мирового Банка:
    • коэффициент покрытия кредитных выплат – DSCR;
    • коэффициент покрытия кредитных выплат на период проекта– PLCR;
    • коэффициент покрытия кредитных выплат на срок действия кредита – LLCR.
  • Оценка бюджетной эффективности проекта. Бюджетная эффективность инвестиционного проекта оценивается через сопоставление объема инвестиций бюджета в инвестиционный проект и всей совокупности налоговых поступлений в бюджеты различных уровней бюджетной системы Российской Федерации, обусловленных реализацией проекта.
    Оценка показателей бюджетной эффективности проекта проводится на основании методических материалах, утвержденных отраслевыми органами исполнительной власти РФ.
  • Определение источников и структуры финансирования инвестора. В рамках раздела составляется общий сводный план-график финансирования на инвестиционной стадии проекта с учетом всех видов затрат и источников финансирования. Баланс расходов и источников их финансирования формируется по принципу равенства, т.е. таким образом, чтобы на инвестиционной стадии отсутствовали кассовые разрывы и, в то же время, не возникали излишки денежных средств на счетах.
  • Учет фактора неопределенности и оценка рисков проекта. Раздел включает в себя анализ воздействия рисков на показатели эффективности проекта. Задачей анализа рисков является идентификация, оценка и распределение рисков на стадии подготовки проекта. Проведение анализа рисков позволяет:
    • выявить потенциальные риски, возникающие на протяжении всего жизненного цикла проекта;
    • выявить критические риски, препятствующие осуществлению проекта;
    • определить возможные механизмы управления и минимизации рисков;
    • предоставить рекомендации по распределению рисков.
    Результатом анализа является матрица рисков − документ, в котором перечислены потенциальные риски проекта, указано их воздействие на проект, способы управления рисками, а также предложения по распределению рисков.
    Анализ чувствительности проводится с целью учета и прогноза влияния изменения входных параметров инвестиционного проекта на результирующие показатели.
    Применительно к инвестиционным проектам, анализ чувствительности может проводиться по следующим параметрам (часть из которых связаны с рисками проекта):
    • размер капитальных затрат на строительство;
    • срок проекта;
    • процентные ставки;
    • структура капитала;
    • объем государственной поддержки;
    • сроки погашения долгового финансирования;
    • стоимость акционерного капитала;
    • инфляция;
    • обменный курс;
    • налоговые риски;
    • затраты на стадии эксплуатации.
    Значимость риска определяется степенью чувствительности результирующих показателей к изменению заданного параметра (характеризующего риск). Для проведения анализа чувствительности требуется определение базового сценария, который будет являться «отправной точкой» для оценки изменений основных инвестиционных показателей. Таким образом, анализ чувствительности позволяет выявить ключевые риски проекта – параметры, к изменению которых модель наиболее чувствительна.


Назад
Услуги
Разработка финансово-экономического обоснования инвестиционных проектов ГЧП в области транспортной инфраструктуры в Российской Федерации

Построение финансовых моделей

Составление инвестиционного меморандума проекта

Разработка концепции реализации инвестиционного проекта

Разработка конкурсной документации на право заключения соглашения по реализации инвестиционного проекта

Разработка соглашения по реализации инвестиционного проекта

(с) Институт Развития Автодорожного Комплекса, 2020 Тел/Факс: +7 (495) 215-21-16
123317, г. Москва, ул. Антонова-Овсеенко, д. 15, стр. 3
secretary@uniroad.ru